Что такое сказкотерапия и как она работает?

Одним из интересных и эффективных способов психологической коррекции является сказкотерапия. Разберемся, как работает данный метод и что может рассказать о человеке его любимое сказочное произведение.

Что такое сказкотерапия и в чем ее преимущества?

Терапия с помощью сказок представляет собой разновидность арт-терапии, или терапии искусством. К этому направлению относятся также решение психологических проблем с помощью любой другой художественной литературы, мультфильмов, фильмов и театральных представлений.

Преимущества терапии с помощью сказок:

  • сказкотерапия универсальна – она подходит людям всех возрастов, «от мала до велика», окажется полезной в решении широкого спектра запросов;
  • это мягкий, экологичный метод прикоснуться к сложным вопросам, поисследовать жизненный сценарий человека, вытащить наружу глубоко спрятанные эмоции;

Сказкотерапия может быть использована как метод, направленный на «детское» начало в человеке и полезна взрослым, которые имеют актуальные для себя проблемы.

Сказкатерапия для детей

К сказкотерапии обращаются с тяжёлыми чувствами у ребёнка (грусть, тоска, страх, обида, чувство вины, стыд).

С помощью сказкотерапии можно также выработать или улучшить социальные навыки или примириться со страхами.

Все сказочные сюжеты можно разделить на четыре условные группы по проблемам, которые в них поднимаются:

  • Трудности в общении. В сказке проигрываются конфликты, обиды, разногласия, которые возникают у ребенка в школе, в детском саду, в кругу семьи.
  • Внутренние переживания. Возникает эффект зеркала, которое позволяет внимательно рассмотреть свой еще непознанный внутренний мир, нивелировать возникающие противоречия, комплексы, ответить на вопрос «что во мне не так?»
  • Страхи. Родителям важно знать, чего боится их ребенок и как он этого боится. Если страх забирает эмоциональные силы, становится препятствием для личного роста, значит, ребенку нужна помощь.
  • Возрастные трудности. В каждом возрасте есть свои критические моменты, связанные с осознанием ребенком своей новой роли. Например, принятие себя как самостоятельной личности в дошкольном возрасте, или проблемы, связанные с учебой, с общением со сверстниками. Все это можно проговорить при помощи сказки.

Как можно применять сказкотерапию?

Первый вариант терапии с помощью сказок – читать (перечитывать) те произведения, которые нравятся и вспоминаются, которые хочется прочесть или перечитать. Здесь важно понять:

  • почему выбрана именно эта сказка, чем она привлекает;
  • с кем из ее персонажей происходит идентификация;
  • что в ней кажется самым интересным и важным;
  • какие части, моменты, отрывки сказки вызывают наибольший интерес;
  • какие, наоборот, не привлекают внимания, оставляя равнодушным.

Все эти моменты нужно проанализировать. Они много говорят о человеке и его жизненной ситуации, дают ответы на важные вопросы, помогают разобраться в себе и указывают на выходы из проблем.

Есть и такой вариант, как читать сборники сказок и определять те, которые нравятся больше. Затем можно прицельно работать с ними.

В то же время произведения, которые не нравятся, могут оказаться еще более ценными. Возможно, именно в них есть что-то, с чем не хочется иметь дело в обычной жизни, и стоит обратить внимание на это.

Народные сказки содержат архетипичные мотивы. Другими словами, их сюжеты, образы и идеи универсальны для всех. И за счет своей максимальной универсальности лучше подходят для терапии.

В авторских произведениях – таких как «Гарри Поттер» и сказки Андерсена – к архетипичному добавляются также личные переживания автора.

Еще один вариант – описать и пересказать свою любимую сказку. Здесь есть много общего с тем, что происходит при чтении сказочных произведений, которые нравятся. При пересказе также важно понять, чем привлекает выбранная сказка, с кем из героев происходит идентификация, что в произведении видится наиболее интересным и что кажется самым важным.

Кроме того, надо обратить внимание, какие моменты упоминаются при пересказе, какие выделяются, то есть на чем делаются акценты. С другой стороны, надо определить, что упускается – это тоже очень важно.

Можно самостоятельно написать сказку на проблемную ситуацию. Затем получившееся произведение нужно проанализировать, обращая при этом внимание, в частности, на все те же вопросы, которые наиболее интересны при чтении и пересказе сказок.

Этот подход к терапии хорошо совмещается с метафорическими картами. Сказочное произведение можно сочинить по выбранной карте.

Таким образом, вариантов применения сказкотерапии много. Этот метод решения психологических проблем позволяет разобраться в себе и своей жизненной ситуации, найти ответы на важные вопросы, решить давние проблемы, определив выходы из них, проанализировать и изменить свое поведение.

Подробнее познакомиться с методом, попробовать его на себе и получить чек-листы для работы со сказками в психотерапии вы можете в рамках курса «Семейная и детская терапия»