Эффект Веблена (эффект престижного спроса)

Существует множество закономерностей, которые проявляются во время общения людей и при взаимодействии человека с обществом. Их называют психологическими эффектами (социально-психологическими эффектами). Один из примеров таких явлений – эффект Веблена.

Что такое эффект Веблена?

Эффект Веблена – это демонстративное потребление благ (товаров и услуг), которые недоступны большинству потребителей из-за высокой цены. Такое потребление вызвано стремлением показать собственную исключительность.

Блага, на которые распространяется этот эффект, называют благами Веблена. Когда цена на них растет, спрос увеличивается. Именно эта аномалия называется эффектом Веблена. Она была названа по имени открывшего ее экономиста Торстейна Веблена.

Примеры товаров Веблена – дорогое шампанское, престижные часы, элитные автомобили.

В обычном случае мотивом для покупки становится объективная необходимость в потреблении товара или услуги. А за счет демонстративного потребления престижных товаров люди стремятся подчеркнуть свой высокий статус, показать финансовые возможности. Благами Веблена выступают такие блага, которые мало кто может себе позволить. Желание получить более высокий статус стимулирует людей на траты.

При снижении цен на блага Веблена спрос на них может сначала увеличиться. Однако впоследствии он упадет. Снижение цены оттолкнет покупателей.

Согласно закону спроса, спрос на товары и услуги растет при снижении цены и падает при ее увеличении. На первый взгляд эффект Веблена нарушает этот закон, ведь при нем все происходит наоборот. Однако на самом деле при повышении цен на блага Веблена растет и их социальная ценность. То есть, когда стоимость такого блага увеличивается, оно становится более ценным для своего потенциального покупателя, который за счет такого приобретения рассчитывает повысить свой статус. Другими словами, само благо меняется вместе с повышением цены.

Эффект Веблена используют в маркетинге и рекламе, что позволяет получать высокие прибыли. При этом многие производители товаров Веблена стремятся развивать и поддерживать прочные отношения с потребителями. Использование такой схемы приносит хорошие результаты.

У эффекта престижного спроса есть существенные минусы. Демонстративное потребление является наглядной демонстрацией неравномерного распределения богатства и может приводить к неблагоприятным социальным последствиям. Также оно предполагает чрезмерные траты ресурсов и чрезмерное загрязнение, существенный вред для экологии.

Кто подвержен эффекту престижного спроса

Эффекту Веблена подвержен небольшой процент людей, обладающих высокой покупательной способностью. Но он проявляется не у всех обеспеченных индивидов. Можно выделить несколько категорий людей, подверженных эффекту престижного спроса.

  •       Демонстративное потребление характерно для тех, кто ценит статус товаров. Как правило, это люди, приверженные конкретной марке или бренду.
  •       Иногда эффекту Веблена поддаются люди, которые поднимаются на ступень выше по социальной лестнице (получают более высокооплачиваемую должность, переходят на новое престижное место работы и т. п.)
  •       Также демонстративному потреблению подвержены люди, в психологии которых преобладают мотивы стремления к роскоши и престижу.
  •       Эффект Веблена проявляется чаще среди молодежи. Чем старше человек, тем меньше он подвержен демонстративному потреблению.

Существует множество фирм, брендов, торговых марок, у которых есть армии поклонников. Потребители этих товаров, к примеру, покупают обычные с виду одежду и обувь по высоким ценам. Они приобретают дорогостоящие телефоны, функционал которых является для них избыточным.

И чем выше цены на новинки таких брендов, тем больше людей хотят их купить. Молодежи это касается в первую очередь.

Эффект Веблена, как и все психологические эффекты – это стабильная и легко обнаруживаемая закономерность. Зная, что он собой представляет, можно использовать эту информацию в жизни или в работе. Но, пожалуй, первое, на что стоит обратить внимание – многие считают, что, чем дороже вещи у человека и чем их больше, тем он значимее. Не стоит поддаваться этому заблуждению, и важно воспитывать в своих детях правильное отношение к материальным ценностям.