История метафорических ассоциативных карт

Метафорические ассоциативные карты (МАК) появились 40 лет назад. За это время карт для работы психологов создалось множество, но все их объединяет одно – они проективные. Что это значит — читайте далее.

Как возникли МАК

Создание первых МАК приписывают Эли Раману, художнику и искусствоведу. В 1975 году он создал колоду, которую сегодня считают одной из классических, она получила название OH Cards. В ней встречаются самые разные образы и ситуации: пейзажи, летящая в небе птица, играющие дети, грустный клоун, пациент на приеме у доктора и другие.

Эти МАК были созданы как объект искусства и к психологии отношения не имели. В 1983 году созданную Раманом колоду увидел психотерапевт Моритц Эгетмейер. Он решил использовать ее в работе с клиентами. Так началось использование метафорических карт в психологии.

Изображенные картинки на картах стимулируют нашу интуицию и эмоции (правое полушарие головного мозга), помогая достать из бессознательного ту информацию, которую человек не осознает или которая может прятаться под различными психологическими защитами.

МАК можно использовать и в повседневной жизни: для принятия решений, развития творческих способностей, поиска новых идей, их полезно применять, когда вас что-то тревожит или беспокоит, но вам трудно сформулировать и понять причину беспокойства. В такой ситуации МАК помогут вам заглянуть внутрь себя и найти ответ.

Факты о метафорических картах

  • Основной механизм, на котором строится работа с метафорическими картами, — это механизм проекции. Поэтому любые метафорические карты называют еще проективными метафорическими картами.
  • Проекция — это защитный механизм, который позволяет человеку считать свои неприемлемые качества, вытесненные переживания и желания — чужими. И как следствие не брать за них ответственность. Переносить свои переживания и чувства человек может как на людей, так и на объекты. Пример: когда одна картина вызывает у двух людей разные чувства. Если возьмем любую карту из колоды, то каждый человек будет интерпретировать изображение на карте исходя из своей истории.
  • Карты являются неким проводником в бессознательное и мы можем с помощью них исследовать все то, что вытеснено в бессознательное, все процессы, которые не осознаются человеком.
  • Метафорические карты бывают со словами. Работая и с текстом, и с картинкой придерживайтесь такой последовательности — вначале работа с картинкой, потом работа со словами, а затем исследуем картинку и текст вместе.
  • Название первой колоды метафорических ассоциативных карт – OH (читается как «О») – возникло само собой. В ходе работы Эгетмейера с пациентами, в которой впервые использовался этот набор МАК, те указывали на изображении и говорили: «О, нет, не то!», «О, вот оно!».
  • Работая с метафорическими картами следует помнить, что хозяин карты — это хозяин истории. Мы не вмешиваемся и не исправляем человека, когда он рассказывает о том, что видит на картинке, так как понимаем, что каждый проецирует на картинку свое внутреннее состояние, а значит каждый видит в картинке свою историю.
  • Мы не интерпретируем карты (это не гадательные карты). Не подсказываем человеку работающему с картой, что на ней изображено и что это обозначает. Так же важно помнить, что работая с МАК не существует «правильных» и «неправильных» ответов.
  • Взаимодействуя с картинкой человек транслирует то, что его волнует в данный момент, то на что направлен его фокус внимания. Поэтому на один и тот же вопрос в разное время и в разные дни бывают разные ответы.
  • Если вы планируете использовать МАК в консультировании, рекомендуется пройти обучение по работе с МАК для экологичной и безопасной работы с клиентами.