Эффект ореола, или поспешное суждение

Эффект ореола (гало-эффект) — это когнитивное искажение, вследствие которого человек составляет поспешное (часто поверхностное) суждение о другом
человеке, основываясь на первом впечатлении, внешности или на отдельных чертах характера, поступках.
Суть эффекта в том, что срабатывает стереотипное мышление, то есть мы не видим человека таким, какой он есть на самом деле. Мы склонны распространять
«сияние от первого впечатления» на весь образ человека, и верить, что красивый и «хороший» человек хорош во всем.
Эффект ореола работает и в обратном направлении. Человеку с менее привлекательной внешностью мы скорее всего припишем нечестность, замкнутость, недружелюбие, а возможно что-нибудь и похуже.
Интересно, что эффект ореола свойственен абсолютно каждому человеку — это следствие врожденного человеческого субъективизма.
Эффект может проявляться не только в отношении любых людей (личных знакомств, актеров, политиков, блогеров и т.д.) но и даже в отношении брендов.
Эффект ореола возникает в условиях:
  • Нехватки времени или перегруженности информацией.
  • Стереотипного восприятия. Например, о людях часто судят по тому к какой большой группе они принадлежат.
  •  Ярких, заметных черт личности. Одна какая-то черта личности часто скрывает от наших глаз все другие качества.
«Эффект дьявола», так называют еще одну сторону этого явления. Этим эффектом часто пользуются мошенники и аферисты — втираются в доверие.
Эффект ореола действует при кратковременном общении с незнакомыми людьми. Чем больше мы узнаем человека, тем более объективным становится наше мнение о нем. «Сияние» ореола больше не ослепляет нас, и мы видим как положительные, так и отрицательные черты человека.